Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) стал пионером в России, разработав и утвердив декларацию этических принципов создания и использования систем искусственного интеллекта в образовательном процессе. Этот шаг продиктован стремительным развитием ИИ-технологий и их внедрением в образовательную сферу, что создает новые вызовы и этические дилеммы.
Какие ключевые принципы заложены в декларации?
Документ, утвержденный ученым советом ВШЭ 26 июня, содержит ряд важных положений:
- Приоритет человеческого взаимодействия: ИИ не должен заменять живое общение между преподавателями и студентами.
- Образовательная составляющая: университет обязуется обучать сотрудников и студентов принципам работы ИИ, чтобы они могли эффективно его применять и критически оценивать.
- Прозрачность использования: все участники образовательного процесса должны указывать, где и как они использовали ИИ, особенно в научных и учебных проектах.
- Дополняющая роль ИИ: технология должна использоваться как вспомогательный инструмент, а не замена человеческого труда.
- Защита данных и интеллектуальной собственности: особое внимание уделяется безопасности персональной информации.
- Предотвращение дискриминации: необходимо контролировать ИИ для избежания воспроизведения предвзятых стереотипов.
- Доступность: все студенты должны иметь равные возможности использования ИИ в учебном процессе.
- Право на ограничения: университет оставляет за собой возможность вводить ограничения на использование ИИ, если это необходимо для защиты интересов вуза и его сообщества.
Как это повлияет на образовательный процесс?
Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул важность нового документа:
«Наша цель — не только обучать работе с искусственным интеллектом, но и формировать у студентов и сотрудников критическое мышление и осознанное отношение к новым технологиям. Мы прошли через множество этапов обсуждения документа, поскольку вопрос ИИ без сомнения сложен и касается абсолютно всех».
Декларация предусматривает, что ИИ должен использоваться как дополнение к традиционным методам обучения. Это означает, что результаты работы ИИ должны проверяться на достоверность и соответствие этическим нормам.
Какое значение имеет этот документ для российского образования?
Это первый подобный документ в российском высшем образовании, что делает его важным ориентиром для других учебных заведений. Разработчики надеются, что декларация станет примером для всей системы высшего образования в России, способствуя формированию ответственного подхода к использованию ИИ в учебном процессе.
Документ призван не только регулировать использование существующих ИИ-технологий, но и задать этические рамки для будущих разработок в этой области. Это особенно важно в контексте быстро развивающихся технологий и их возрастающего влияния на образовательный процесс.
Подведём итоги
Инициатива ВШЭ по разработке этического кодекса использования ИИ в образовании является важным шагом в направлении ответственного внедрения новых технологий в академическую среду. Она отражает растущее осознание необходимости баланса между инновациями и традиционными ценностями образования, а также защиты интересов всех участников образовательного процесса в эпоху цифровизации.